А слона-то мы и не заметили! Вернее, не слона, а информационную гранату, взорвавшуюся 25 октября в США. Френсис Хауген, бывшая сотрудница Facebook, слила в сеть множество внутренних документов компании. Авторитетные СМИ с удовольствием смаковали эту новость, и мы тоже решили не оставаться в стороне. Все главные тезисы события читайте в этом материале!

В чем обвиняют FB?

Ознакомиться с полным списком опубликованных материалов можно тут. Если же вы не владеете английским языком или вам лень читать эту «кипу бумаг», то суть претензии сводится к следующему:

«Facebook не в состоянии обеспечить качественную модерацию контента, поэтому его пользователи вынуждены потреблять негативную, оскорбительную, шоковую (список можно продолжать!) информацию»

Среди опубликованных материалов был файл от марта 2021 года, в котором приводятся следующие данные: согласно внутреннему исследованию, Facebook модерация в состоянии отреагировать (заблокировать) только 3-5% нежелательной информации. Причем этот показатель меняется в зависимости от ГЕО — если в США очищается порядка 40% негатива, то для какого-нибудь Афганистана этот показатель не превышает и 1%.

Модерация в цифрах

По данными от самого Facebook, над безопасностью сети работает 40 000 сотрудников. Из них 15 000 занимается непосредственно модерацией контента. При этом всего сеть насчитывает почти 3 млрд пользователей (а это, на минуточку — 75% юзеров Интернета!), большая часть из которых ежедневно генерирует контент, включая рекламу.

Нетрудно представить, что 15 000 модераторов не способны адекватно отслеживать то ОГРОМНОЕ количество информации, которое каждый день создается и распространяется пользователями FB.

Вдумайтесь: на одного живого модератора приходится порядка 233 000 пользователей Facebook!

Но на самом деле ситуация еще хуже.

Все равны, но другие равнее

Как стало известно из опубликованных документов, FB делит мир на 4 уровня:

  • Нулевой уровень. Это самый высокий приоритет. К нулевому уровню относятся США, Индия и Бразилия. В этих странах даже существуют «оперативные штабы Facebook», которые постоянно отслеживают информационный фон сети, анализируют активность пользователей и… докладывают «кому нужно» обо всех важных событиях/настроениях и тенденциях.
  • Первый уровень. Обладает чуть более низким приоритетом, тем не менее в странах, относящихся к этому уровню (Германия, Италия, Израиль, Иран) также расположены «оперативные штабы» и ведется постоянный мониторинг.
  • Второй уровень. Включает 22 страны (к сожалению, полный список найти не удалось). Живые модераторы присутствуют, но оперативных штабов нет, функции мониторинга сильно ограничены.
  • Весь остальный мир (мда, даже без уровня). Если кратко — фактически не модерируется, только ботами.

Примечательно, что около 87% бюджета, выделяемого на борьбу с нежелательным контентом, уходит на модерацию информации в США. И всего 13% на остальной мир. При этом доля американских пользователей FB не превышает 10%.

Закат эры Facebook?

Интересная получается картинка! Но дальше — больше.

FB тоже ошибается

Автомодерация не безупречна. В конце 2020 года инженеры Facebook обнаружили (вероятно, с удивлением), что львиная доля контента, опубликованного на арабском языке и удаленного ботами с пометкой «разжигания терроризма», была ошибочно помечена как вредоносная.

Но это еще полбеды. Другое внутреннее исследование показало, что нейросеть отнюдь не толерантна и более всего ценит контент, вызывающий бурную реакцию пользователей. Причем, любую реакцию. Главное, чтобы на нее реагировали и репостили. Нетрудно догадаться, что наиболее вирусной информацией является острая, негативная и провоцирующая. Приехали.

Кто несет ответственность?

Небольшое количество живых модераторов и «дыры» в автомодерации непосредственным образом отражаются на рекламодателях. Как следует из документов — вся ответственность за качество рекламного контента лежит на рекламодателе, FB не способен уследить за всем. Поэтому любое сообщение, которое «не зашло» нейросети, приводит к бану аккаунта. Но нейросеть несовершенна (как мы выяснили выше), поэтому зачастую страдают даже самые «белые» компании. Изменить ситуацию FB не в силах. Во всяком случае на данный момент. Шах и мат, товарищи арбитражники.

Кое-что про аудитории

Закат эры Facebook?

Опубликованные материалы вскрыли еще один любопытный момент — оказывается, Facebook не всегда бывает честен перед своими акционерами. В частности, это касается статистических данных об аудиториях соцсети. FB искусственно завышал количество пользователей среди молодежи. В действительности же еще в 2019 году начался «исход» подростков из соцсети — тогда их количество сократилось на 19%, а к 2021 году этот показатель достиг 45%. Покидает Facebook и более взрослая аудитория в возрасте от 20 до 30 лет. В этом году она сократилась на 4%.

Что из всего этого следует?

Будут ли после публикации внутренних документов предъявлены какие-то административные требования к Facebook — неизвестно. Но у Марка точно «подгорит». Для CPA рынка это однозначно плохо: модерация станет еще жестче (вообще трудно вообразить, что они могут придумать нового на почве всех последних обвинений), заливаться будет еще труднее.

Может, пора «валить» в другие рекламные каналы, что скажете?

Закат эры Facebook?

Источник статьи